КАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

КАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА

Сообщение автор РАФКАТ в Чт Июн 22, 2017 9:36 pm

Начало боевого пути.
Во второй половине июня 1941 года 123 ИАП базировался на аэродромах Именин, Стригово. Одна эскадрилья, постоянно меняясь, находилась вблизи границы на площадках Брест и Лышицы в Западной Белоруссии. В это время участились случаи нарушения воздушного пространства самолётами - разведчиками, со стороны занятой немецкими войсками территории.
Полк был вооружён 61 самолётом И-153, укомплектован 71 лётчиком. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переучиться; кроме того для самолётов не было разрешено использовать топливо неприкосновенного запаса. Собранные заводской бригадой и техническим составом полка самолёты, в одну шеренгу стояли на аэродроме. Однако, два вылета на этих самолётах, всё же было выполнено. 21 июня, командир дивизии полковник Белов Н.Г. дал разрешение на ознакомительные полёты своему заместителю, полковнику Бондаренко и командиру 123ИАП, майору Сурину Б.Н.Весь 123-й высыпал к летному полю. Здесь же были командиры полков дивизии.
Вот заработал мотор, и машина взмыла ввысь. Она стремительно набирала высоту.
— Это да! Скорость, дай бог! — восхищались летчики.


К началу первого налета в боевой готовности находились штаб дивизии, 123 ИАП, 33 ИАП и 39 СБАП. 74ШАП, в связи с неполучением сигнала по радио «БТ», и позднего прилета представителя дивизии, не был приведён в полную боевую готовность, что решило его судьбу при внезапном налёте ВВС противника в 4.15. В результате, все пятнадцать И-15 и два ИЛ-2 были уничтожены. Летчики, находившиеся в самолетах, взлететь не успели. С 3.50 до 4.20 все аэродромы дивизии подверглись массированному налету авиации. (из воспоминаний командира 10 САД Н.Г. Белова, Военная литература. Мемуары. «Горячие сердца»).

        В 4 часа утра, с разрывом артиллерийских снарядов из-за Буга, начальник штаба полка, Суслов Н.И. поднял по тревоге 123 ИАП.
Лётчики и техники подбегали к стоянкам самолётов, когда над аэродромом появился первый, потом второй, третий самолёты. Раздались первые взрывы, застонала земля, поднимаясь вместе с осколками и пылью. Группа бомбардировщиков ХЕ-111 выполняла заход и атаки вдоль стоящих на стоянке самолётов, другая бомбила палатки, строения и взлётную полосу. Истребители МЕ-109 стреляли по подбегающим людям, автомашинам и укрытиям личного состава. Пережив первые минуты авиационного налёта, лётчики полка заняли места в уцелевших самолётах и поднялись в воздух. В первой группе был командир полка майор Сурин Б.Н.

Силами сохранившихся самолётов, в составе девятки, командир направился на прикрытие Бреста и отпор следующего налёта. Эскадрилья капитана М.Савченко, находящаяся отдельно от полка, на открытой площадке, возле Бреста, в местечке Стригово, действовала самостоятельно. Там же находился заместитель командира полка, капитан Мажаев Н.П. Большая часть их самолётов была уничтожена на земле, не вступив в бой с противником.
Оставшиеся, боеспособными истребители были подняты в воздух сразу после бомбардировки площадки, выполнили перелёт на Именин, и действовали с основным составом полка.
 Самолёт майора Сурина Б.Н., после первого вылета был изрешечён пулями, но на счету Бориса Николаевича уже один сбитый фашист!  Перебит лонжерон крыла, тёк бензобак. В этом же вылете погиб комиссар 1аэ лейтенант КорчагинВ.А., а командир эскадрильи, капитан Котлинский В.Ф не вернулся на аэродром. Никто не смог подтвердить момент его гибели. Командир приказал готовить второй самолёт и вновь поднял группу в воздух. Во втором вылете был сбит ещё один самолёт противника.
Из воспоминаний командира 10 САД, Н.Г. Белова.
«В 5.00 я выехал в полк Сурина. Обстановка на земле была не ясна. Я вызвал инспектора дивизии по технике пилотирования капитана Щербакова и штурмана дивизии капитана Зарукина. Поручил провести разведку над Бугом. Сурин обратился ко мне с просьбой слетать туда на Як-1. На самолёте не было вооружения, но Сурин убедил меня, ссылаясь на скоростные возможности самолёта. В 13.30 я снова прибыл на аэродром Именин. Доклад майора Б.Сурина был совсем невеселый:
— Исправных не больше 20 машин. Вылетаю.
— Который раз сегодня?
— Не знаю, кажется, пятый. Некоторые сделали по 8–10 вылетов.
Четверка Сурина взлетела в воздух. И тут — самый длительный налет противника, более 40 минут. В полку осталось около 15 машин.
Наконец последний «хейнкель» скрылся вдали. Медленно оседала пыль. В ушах гудело от взрывов. Но мы еще оглядываем горизонт. Показался самолет. Он шел как-то необычно, неуверенно.
— Летчик, наверно, ранен! Самолет-то почти не управляется.
— Это Сурин, Сурин, моя машина! — взволнованно воскликнул Графский, техник самолета командира полка.
Машина зашла на посадку. Казалось, все сойдет благополучно. Но на выравнивании мотор заглох. Самолет с остановившимся винтом под углом коснулся земли колесами. Распущенный парашют вырвал из самолета Бориса Николаевича. Видимо, смертельно раненный, он пытался выброситься с парашютом, но сил не хватило. Теряя сознание, он до последней минуты вел самолет к аэродрому».
         Четвёртый вылет, на прикрытие Кобрина, командир выполнял составом звена из трёх самолётов. Сразу после взлёта лётчики встретились с девяткой истребителей Ме-109. Завязалась «карусель», в которой немецкие самолёты оказались в лучшем положении.
Майор Сурин Б.Н. смог зайти в хвост одному из «Мессеров» и сбить его. На аэродром вернулся только первый ведомый командира…Через некоторое время, над лётным полем, на бреющем полёте, появился самолёт Б.Сурина, вяло управляемый лётчиком. Лётчик сумел посадить самолёт, который скапотировал и выбросил его вместе с парашютом из кабины… Похоронили Бориса Николаевича Сурина тут же, на аэродроме местечка Именин, недалеко от пирамидальных тополей…(Из воспоминаний бывшего начальника штаба 10САД генерала майора авиации в отставке С.Федульева.)
В период с 4.00 по 15.00 происходят следующие боевые действия:
Аэродром Именин - 123 ИАП подвергнулся пятью налетам противника.
В советских источниках [Журнал "Военные знания" №3, 1948 год, стр.3.] встречается утверждение: «22 июня 1941 года в 4 часа 45 минут летчик-истребитель лейтенант Жидов Георгий Никанорович сбил бомбардировщик из эскадрильи первого эшелона немецко-фашистской авиации, налетевшей на нашу Родину. Это был один из первых немецких самолетов, уничтоженный советским летчиком в дни Великой Отечественной войны».

В 4.30, командир звена, лейтенант Жидов Г.Н., при первом налете со своим звеном вел бой с 9 самолетами Ю-88 и девяткой Ме109, в результате боя, звеном сбили 4 самолета противника (один Ме-109, три Ю-88).
Во втором вылете, с заместителем командира полка, капитаном Н.Мажаевым, в районе Жабинки, сбили два Ме-109.
В третьем вылете, в районе Бреста, против девяток Ю-88 , Хе-126 и девятки Ме-109 составом звена, сбили два Ю-88, один Хе-126.
«Альбом боевой работы летчиков-истребителей 1-й эскадрильи (под командованием капитана Котлинского В.Ф. и военкома - ст. политрука Корчагина В.А.», начинается следующей записью:
«22 июня: 12 боевых вылетов (13 часов в воздухе) – 8 воздушных боев звеном. Сбили в районе Бреста –3 Ме-109, 4 Ю 88 и Хш126, в районе ст.Жабинка еще 1 Ме-109.
Смертью храбрых пал старший политрук Корчагин В.А.. С первого вылета не вернулся командир эскадрильи капитан Котлинский. Командовать эскадрильей, командир полка, майор Б.Сурин приказал лейтенанту Г. Жидову».
Во второй половине дня Командир 10 САД, полковник Белов Н.Г. приказал : «Всю исправную матчасть 123 и 33 ИАП вывести из под удара на аэродром Пинск». Это приказание было передано зам. Командира 123 ИАП по п/части бат. комиссару Л.Гольдфельду. С таким же приказанием, на самолете У-2, начальник штаба 10 САД, полковник С.Федульев вылетел на аэродром в 33 ИАП.
В 12.00 из ВВС Юго-Западного фронта, штаб 10 САД получил Шифротелеграмму за подписью генерал-майора ТаюрскогоА.И. следующего содержания: « Перебазирование в Пинск утверждено. Больше инициативы, маневрируйте аэродромами. /Таюрский/».
Весь день, 22 июня, полк вел ожесточенные воздушные бои с превосходящими силами противника в районе Бреста. К исходу дня 22.06.41 г. аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка (к 14.00 оставалось 15 исправных машин) перебазировались на площадки близ Пинска. Командиром полка, вместо погибшего Сурина Б.Н. был назначен майор Мищенко Ф.М.
Вот список боевых потерь полка первого дня войны.
- Командир полка майор Сурин Б.Н.-погиб в воздушном бою в районе Именина.
-Старший политрук аэ Корчагин В.А. – погиб в воздушном бою в районе Именина.
-Командир звена, лейтенант Завгородний И.К. – погиб в воздушном бою в районе Именина.
-Старший лётчик, лейтенант Шулика В.Т. – погиб в воздушном бою у д. Лышицы.
-Командир эскадрильи, капитан Котлинский В.Ф. – не вернулся с боевого задания.
-Командир звена, адъютант эскадрильи, старший лейтенант Жмаев А.В - не вернулся с боевого задания.
-Командир звена, лейтенант Шамрай И.Г. – не вернулся с боевого задания.
- Старший лётчик ,лейтенант Удовиков Д.К. – не вернулся с боевого задания.
-Младший лётчик, лейтенант Федяй И.Е. – не вернулся с боевого задания.
-Младший лётчик, младший лейтенант Машечкин В.А. – не вернулся с боевого задания.
- Пилоты, сержанты Логинов Н.П., Дёмин В.С., Демидов И.А., Куц И.И., Кузнецов Н.М. – пропали при наземном перебазировании полка, как и ещё 37 человек, авиационных специалистов ( техников и механиков).
В статье «Тайна Бобруйского аэродрома, июнь 1941 год». Авторы Михаил Тимин, Игорь Злобин, можно прочитать:
« Уже 22 июня на Бобруйский аэродром начали перебазироваться части с приграничных площадок. Основными «гостями» стали самолеты 10-й САД. Это соединение вследствие тяжелых потерь от налетов вражеской авиации было вынуждено перебазироваться сначала в Пинск, а затем в Бобруйск..

В документах 10-й САД есть упоминание о перебазировании 22 июня в Пинск с аэродрома Именин самолетов 123-го ИАП (по разным данным 10, 13 и 18 штук), а с аэродрома Пружаны (там базировались 33 ИАП и 74 ШАП) - еще пять самолетов, принадлежащих дивизии.

Это подтверждает в своем докладе командованию ВВС ЮЗФ от 23.06.41 г. командир эскадрильи 123-го ИАП, капитан Савченко М.Ф.: «штаб 10 САД эвакуировался, не знаю куда, сижу в Пинске, возглавляю группы истребителей сборных (...) жду указания. Как быть дальше?».
23 июня лётчики полка выполняют боевые вылеты на прикрытие Пинска и Бобруйска с авиационной площадки под Пинском. Первая эскадрилья лейтенанта Г.Жидова выполнила 9 боевых вылетов, проведя три боя с бомбардировщиками Ю-88.
Сбито три бомбардировщика, два из них уничтожено капитаном М.Савченко и один – старшим политруком В.Сиротиным.
Сиротин Вячеслав Федорович в районе Пинского аэродрома, в воздушном бою с двумя девятками Ю-88 и Ме-109 сбил Ю-88, будучи подбитым, произвел благополучно посадку на аэродром и сам с подбежавшими бойцами взял в плен экипаж побитого Ю-88, который упал 2 км западнее Пинского аэродрома.
24 июня экипажи самолетов 123 ИАП и 39 СБАП по личному приказанию командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии (далее БАД), находящейся на аэродроме Бобруйск, генерал-майора Ф.П. Полынина вошли в состав его подчинения и с честью выполняли боевые задания, выполнив 19 вылетов (18 часов 40 минут в воздухе) ведя бои с Ю88 и Хе111.
Боевая работа производилась с аэродрома в г.Бобруйска. Выполнялись задачи: прикрытие города от воздушных налетов, ведение разведки с воздуха г.Слуцк. Сбито 3 Ю-88.
Лётчик Сахно Николай Константинович при выполнении задания по прикрытию г. Бобруйска от бомбардировочного налета – сбил самолет противника Ю-88.
Заместитель командира полка, капитан Мажаев Николай Павлович, при прикрытии г. Бобруйска, при налете 12 бомбардировщиков на аэродром, в воздушном бою парой, атаковал группу вражеских самолетов и сбил Ю-88.

25 июня остатки авиационной техники и личного состава полка находились в Бобруйске.
Из оперсводки № 3 штаба 13 БАД: «Приданные 9 И-153 продолжали прикрывать аэродром и гор. Бобруйск. В воздушных боях сбит 1 Ю-88. В 15:00 на высоте 1500 метров самолет противника производил разведку Бобруйска. В результате воздушного боя с нашими истребителями был сбит в районе Бобруйска. Тип самолёта не установлен.
Сиротин Вячеслав Федорович при выполнении задания по прикрытию аэродрома Бобруйск встретил Ю-88, который пытался уйти используя облака. Сиротин атаковал, и преследуя его огнем, сбил в районе Слуцк. При повторном вылете на разведку, в районе Слуцка, встретил два Ме-109, одного из них сбил, который упал 5 км восточнее Слуцк, второй ушел в облака. Самолет Сиротина был сильно поврежден и несмотря на это, лётчик дотянул до аэродрома, произвел благополучную посадку.
С утра 26 июня, в 4:30, два Ю-88, с высоты 1000 м. бомбардировали аэродром Бобруйск.
В 7:00 два Ю-88 следовавших на Бобруйск, были отогнаны нашими истребителями и сбиты в районе Слуцка.
Погиб капитан Савченко Михаил Федорович, сбитый зенитной артиллерией западнее Слуцка, при штурмовке войск противника.
Сахно Николай Константинович вместе со старшим политруком Сиротиным сбил фашистский самолет Ю-88 в районе Слуцка.
По приказу командира 10 САД полк перебазируется на аэродром г. Зябровка. Технический состав и часть летчиков, сначала пешком, до станции Телуши, а затем по железной дороге, переброшены туда же.
Вечером того же дня, летный состав полка в количестве 52 человек и технический состав в количестве 28 человек железнодорожным эшелоном отправлен в Москву для получения новой материальной части и переучивания на нее.
В ночь на 26 июня 1941 года, оставшийся от полка лётный и технический состав, согласно полученному распоряжению командующего Юго-Западного фронта, был собран и отправлен в Москву на переформирование. Оказавшись в Монино, под Москвой, со второго по десятое июля часть, доукомплектовывалась пилотами других частей, переучиваясь на самолёты Як-1. C 9 июля 1941 года полк вошел в состав 6 ИАК ПВО Москвы.13 июля 1941г. полк получил самолеты Як-1, и базируясь на аэродроме Набережная, с 15 по 28 июля охраняет Москву, выполняет полёты на больших высотах и отрабатывает летную подготовку на новых самолётах.
avatar
РАФКАТ
Admin

Сообщения : 29
Дата регистрации : 2016-11-09
Откуда : РФ, Башкортостан, Салават

Посмотреть профиль http://pobeda-09-05-1945.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения